Интернет-магазин и мошенники

Станислав Грицай 16 января 2021

 Узнать интернет-мошенника с первого взгляда

У специалиста не займет много времени создать простой интернет-магазин. Простой, но работающий, способный принимать деньги от покупателей. Этого достаточно для мошеннических схем. Правда такие сайты отличаются однотипностью и скудным каталогом товаров без особого описания. Браузеры стараются быстро пресекать работу злоумышленников, им приходится работать на скорость отсюда следуют шаблонные ошибки. Их мы с вами и возьмем на вооружение:

  • Отсутствуют юридические реквизиты продавца
  • Не большой каталог без описания товара
  • Шаблонный сайт. Типовой дизайн, из тех, что уже примелькался.
  • Минимум способов оплаты
  • Не описаны гарантийные условия
  • Нет упоминания о защите конфиденциальной информации

Часто мошенники создают «клонов» знаменитых магазинов. Покупатель визуально встречает знакомый, вызывающий доверие сайт, не проверяя магазин делает покупку и попадает в ловушку.

Типичные схемы мошенничества

  • Несоответствие товара фотографиям и описанию на сайте
  • Указание более низкой цены в предложении, при оплате сумма растет
  • Плохое качество товара, включая ситуации, когда его использование становится невозможным
  • Товар оплачен покупателем, но продавец не отправляет его

Как проверить интернет магазин при покупке

Найдите реквизиты продавца (ИНН, ОГРН…) и проверьте их на сайте налоговой (https://www.rusprofile.ru/). Данных найденных таким путем будет достаточно чтобы понять с кем вы имеете дело. Не лишним будет позвонить на указанный номер и проверить домен магазина.

Все проверки пройдены? Отлично! Если дело дошло до заказа, оформляйте оплату наложенным платежом (оплата при получении). Дело в том, что как покупатель вы дорого обходитесь мошеннику из-за рекламы и он не может себе позволить отправить за свой счет. Так же вы обезопасите себя от получения «кирпича», мошенник его просто не отправит, потому что знает, что вы его раскусите при получении и не оплатите.

Честный магазин без проблем отправит наложенным платежом. И здесь считается нормальным, когда продавец просит оплатить только доставку.

Главные правила безопасности при покупке в интернете

  • Никогда никому не сообщайте данные вашей карты
  • Не переводите деньги не проверив продавца
  • Не реагируйте на «супервыгодную» цену. Халявы не бывает
  • Сохраняйте чеки и квитанции
  • Читайте отзывы

Вы заказали у одного, а заказ оформляет другой

Это распространённая и безопасная практика в наше время. Например, вы оформили предзаказ на Tiu.ru, а звонит интернет-магазин «Василёк». Не стоит волноваться. Множество агрегаторов типа tiu.ru собирают большую базу покупателей на своей площадке и дают возможность оформить предзаказ, но сам агрегатор ничего не продает. Товар продает «Василёк», который разместил свое предложение на агрегаторе.

Претензия продавцу

Как только сроки ожидания доставки прошли, и продавец не отвечает и начинает кормить «завтраками» изо дня в день — нужно отправлять претензию магазину. Претензию, отправленную по электронной почте, лучше продублировать обычным письмом с уведомлением о получении. На то, чтобы отреагировать на обращение клиента, у интернет-магазина всего 10 дней. Время прошло? Можно смело жаловаться.

Когда и куда подавать заявление

  • Заявление следует подавать сразу в полицию;
  • Одновременно в банк, через который проводился платеж за товар;
  • Или в электронные платежные системы — если деньги за покупку были оплачены с одного из электронных кошельков.

Что банки, что администрации электронных платежных систем отвечают небыстро, но за три-четыре недели вполне получится вернуть деньги.

Если товар пришел сломанным и продавец отказывает в возврате\замене, если продавец немотивированно увеличил цену, то жаловаться нужно в Роспотребнадзор и прокуратуру. Проще всего — через сайт gosuslugi.ru.

Кроме заявления в полицию можно — чуть позже, когда дело дойдет до суда — подать в суд иск о возмещении морального ущерба. Но не стоит рассчитывать на то, что удастся ободрать мошенника как липку: моральный вред в судебной практике редко оценивается в сумму больше половины потраченных на покупку товара и его доставку денег.

Как ещё наказать интернет-магазин за обман

Каждый браузер заинтересован в честной торговле, поэтому следует подать жалобу на интернет-мошенника в тех. Поддержку браузера. Вторым пунктом отметим, что интернет работает на информации и стоит оставлять отзывы, делиться на форумах. О хороших магазинах тоже не стоит забывать. Хороший отзыв повысит рейтинг магазина и в поиске он станет выше, а значит меньше шансов другим покупателям встретиться с мошенниками.